Актуальность исследования. В России, в Самарской области наблюдается постоянный рост заболеваемости меланомой кожи (МК), которая характеризуется многообразием клинических проявлений. Ошибки диагностики встречаются достаточно часто, это приводит в результате гиподиагностики к неадекватному объему хирургического вмешательства, либо к завышенному объему хирургического вмешательства (гипердиагностика).
Цель работы. Оценить диагностические возможности в выявлении меланомы кожи визуального осмотра и цифровой дерматоскопии.
Материалы и методы. Был проведен анализ качества диагностики меланомы кожи на основании анализа первичной учетной документации ЛПУ общей лечебной сети, специализированного уровня за 2013 год (форма № 025/у-04, 090/у, 027–2/у, 030–6/ГРР). С помощью дерматоскопа Delta Heine в ГБУЗ СОКОД проводилась цифровая дерматоскопия пациентов с диагнозом меланома кожи и другими доброкачественными новообразованиями с последующим анализом по алгоритму ABCDE, предложенные Kittler. Проводилось сравнение статистических показателей диагностики МК при визуальном осмотре в ГБУЗ СОКОД и ЛПУ по месту жительства и цифровой дерматоскопии.
Результаты исследования. Получены следующие показатели: при визуальном осмотре в ЛПУ общей лечебной сети чувствительность –52,29%, специфичность – 68,2%, при визуальном осмотре в онкологическом диспансере чувствительность –79,86%, специфичность – 82,3%, при проведении цифровой дерматоскопии чувствительность 88,05%, показатель специфичности составил 84,49%, а точности – 88,05%.
Выводы.
1. Точность диагностики при визуальном осмотре в общей лечебной сети ниже специализированного онкологического центра и требует улучшения.
2. Цифровая дерматоскопия позволяет выявлять меланому кожи на ранней стадии.
3. Точность диагностики при проведении цифровой дерматоскопии выше чем визуального осмотра.
Эффективность противоопухолевой терапии зависит не только от применения современных лекарственных препаратов, но и от оптимального выполнения запланированного лечения. Роль поддерживающей терапии в плане комплексного лечения онкологических пациентов с каждым годом приобретает все большую значимость. Коррекция токсичности, нормализация физического, функционального и психоэмоционального состояния пациента при проведении противоопухолевого лечения требует индивидуализированного подхода.
Основная идея разработки калькуляторов по коррекции токсичности и симптомов болезни, ухудшающих качество жизни, предполагала создание мини опросника по ключевым критериям, которые определяют выбор поддерживающей терапии для каждого конкретного пациента с учетом демографических и клинических особенностей.
Цель. Лазерная хирургия начала широко применяться в оториноларингологии в семидесятых годах XX века. В настоящее время перспективы нашей специальности связаны с развитием новой техники (TLM-transoral laser microsurgery и TOR-Surgery (transoral robotic surgery).Основная задача – удалить опухоль максимально абластично, но в то же время и сохранить функции гортани.
Материалы и методы. С 2013 г в нашей клинике используется роботизированный лазерный комплекс Lumenis со сканирующим микроманипулятором AcuBlade. Эта установка позволяет, по заданной программе регулировать площадь и глубину разреза, его форму, мощность излучения.
Основные преимущества TLM (по сравнению с открытыми операциями):
1. В большинстве случаев не требуется трахеотомия
2. Больной может говорить и глотать после операции
3. Значительно меньшая травматичность и болезненность
4. Сокращение сроков госпитализации
Эндоларингеальная хирургия отличается рядом особенностей: сложностью топографии и автоматизма защитных механизмов гортани и голосообразования.
При TLM операции проводятся в условиях общей анестезии. Использование методики TLM требует безупречного взаимопонимания и слаженности в работе хирурга и анестезиолога.
При эндоларингеальных операциях операционное поле и зона деятельности анестезиолога совпадают. Основной проблемой для анестезиолога при этих вмешательствах является создание оптимальных условий для работы хирурга в зоне верхних дыхательных путей и сохранение физиологических параметров вентиляции.
Особенно опасна ситуация, когда возникают трудности и при вентиляции, и при интубации. Эта ситуация может быть драматической, так как очень быстро нарастает гипоксия Затруднения возникали в случаях:
1. Нарушение подвижности надгортанника из-за близости опухоли (иногда врач вообще не может увидеть анатомических ориентиров);
2. Обструкция дыхательных путей может мешать продвижению интубационной трубки;
3. Экзофитная опухоль может кровоточить во время интубации, что вызовет обструкцию дыхательных путей и проблемы вентиляции;
4. При нарушении анатомии и состояния тканей после проведенной ранее операции и лучевой терапии;
5. ХОБЛ, ожирение, анкилоз позвоночника, тугоподвижность н/челюсти.
В ноябре 2014 г в работу введена установка TwinStream (Carl Reiner), адаптированная к роботизированному лазерному комплексу. Она позволяет проводить операции трансоральным доступом, без интубации трахеи. В ней сочетаются 2 режима вентиляции (нормочастотный и высокочастотный.
Установка обеспечивает для хирурга неограниченную визуализацию операционного поля и позволяет безопасно работать, так как аппарат имеет специальный режим «Лазер» с подачей 40% кислорода.
Результаты. С использованием роботизированного лазера Lumenis нами прооперировано 99 больных с новообразованиями гортани и глотки: доброкачественные опухоли гортани – 31, папилломатоз – 22, дисплазия эпителия II–III ст на фоне хр.гиперпластического ларингита – 23, ларингоцеле – 2, Киста гортани –3, Солитарная плазмоцитома надгоратнника –1, Ca in situ гортани – 5, остаточные опухоли гортани после ЛТ – 6, доброкачественные опухоли глотки (кисты грушевидного синуса и боковой стенки глотки) – 3, удаление небных миндалин –3. 3 пациента с рубцовыми стриктурами гортани. 2 больным была выполнена хордэктомия на фоне стеноза гортани (двусторонний паралич гортани после операции на щитовидной железе). Все больные на 2–3 сутки после операции были выписаны с хорошими функциональными и клиническими результатами.
У 6 больных раком гортани 3 ст (Т 3Н0М0) были удалены остаточные опухоли после химиолучевого лечения по радикальной программе (ДГТ с СОД 66–68 Гр).
Превентивное наложение трахеостомы потребовалось у 4 больных, кровотечение во время операции –3, подкожная эмфизема –1, ожог дыхательных путей –1. Повторные вмешательства (этапного характера) потребовались 4 больным. Из технических сложностей во время операции следует отметить трудности доступа к анатомическим зонам – подкомиссуральному пространству, грушевидным синусам. Поэтому целесообразно иметь в операционной жесткую оптику 0,30, 70 градусов, фиброскоп и широкий перечень операционных ларингоскопов.
Заключение. Методика TLM позволяет проводить лечение больных с различными заболеваниями гортани и глотки, снизить сроки нахождения пациентов в стационаре. Преимуществом ее является малая травматичность, низкий процент осложнений, прецизионность хирургической техники. Необходима большая слаженность в работе хирургической бригады и анестезиолога, что позволяет минимизировать процент осложнений.
Цель. Изучить показатели общей выживаемости и частоты интракраниальных рецидивов пациентов с метастазами в головной мозг после проведения радиохирургического лечения (РХ) на аппарате Гамма-нож в самостоятельном варианте лечения.
Методы. Проведён анализ результатов лечения 502 пациентов с метастазами в головной мозг (211 мужчин и 291 женщина). У большинства пациентов был диагноз рак молочной железы. У 259 пациентов (51,6%) были множественные (≥3) метастазов в головном мозге. Медиана суммарного объема и количества МГМ для каждого пациента составила 5,9 см3 (интервал 0,09–44,5) и 4 (интервал 1–36) соответственно.
Результаты. Общая выживаемость пациентов в целом по группе составила 37,6% и 19,1% на сроке 12 и 24 месяца соответственно с медианой общей выживаемости после РХ лечения 8,6 месяцев (95% доверительный интервал (ДИ) – 7,0–10,0).
Развитие новых (дистантных) метастазов зарегистрировано у 164 (49,5%) пациентов. Медиана развития дистантного метастазирования – 8,8 месяцев (95% ДИ 7,3–10,6). Выживаемость без развития дистантного метастазирования на сроке 12 и 24 месяца составляет 38,9% и 24,3% соответственно.
Локальные рецидивы зарегистрированы у 72 (22,2%) пациентов. Медиана времени развития локального рецидива – 6,9 месяцев (95% ДИ 5,9–8,2).
В многофакторном анализе метастазы радиочувствительных опухолей (р=0,0027), ограниченное (≤3) метастатическое поражение головного мозга (р=0,0269) и хороший функциональный статус (р=0,0002) являются факторами лучшей выживаемости больных с МГМ
Выводы. Проведение РХ пациентов с метастатическим поражением головного мозга обеспечивает в целом по группе медиану общей выживаемости 8,6 месяцев, что превышает аналогичный показатель у больных RPA 1 класса (7,1 месяц), получивших облучение всего головного мозга в самостоятельном варианте лечения. Наибольшее увеличение медианы общей выживаемости достигается у пациентов с хорошим функциональным статусом, ограниченным метастатическим поражением головного мозга и метастазами радиочувствительных опухолей.
Цель исследования. Провести анализ результатов повторного радиохирургического (РХ) лечения пациентов с интракраниальными рецидивами метастазов в головной мозг (МГМ), после ранее проведенной РХ первично выявленных церебральных метастазов.
Материалы и методы. Были изучены общая и безрецидивная выживаемость у 290 пациентов, получивших радиохирургическое лечение по поводу первично выявленных МГМ. Из них у 153 пациентов развились интракраниальные рецидивы, а 73 -проведено повторное радиохирургическое лечение по поводу новых (дистантных) метастазов.
Результаты. Медиана общей выживаемости (ОВ) пациентов с дистантными метастазами (ДМ) составила 9,0 месяцев, а в группе без ДМ – 10,2 мес. (p = 0,3556). Статистически значимыми факторами прогноза развития ДМ (на момент проведения первой радиохирургии) являются: множественное (>3) метастатическое поражение головного мозга, плохой функциональный статус (индекс Карновского ≤70) и наличие меланомы как первоисточника метастазирования. Наличие ДМ, в целом по группе, не ухудшает общую выживаемость, а ОВ в группе пациентов с повторной РХ существенно выше (22,4 месяца,95% ДИ 14,8–38,6). Поэтому прогноз пациента с ДМ не является однозначно плохим, как это предполагалось ранее.
Выводы. Повторная РХ дистантных метастазов увеличивает время жизни по сравнению с группой пациентов без локального лечения ДМ. Следовательно, повторная радиохирургия интракраниальных рецидивов приводит к улучшению выживаемости у части пациентов. Классификация интракраниальных рецидивов на основе ожидаемых результатов лечения в различных клинических ситуациях позволяет оптимизировать тактику лечения пациентов этой группы.
Анализ данных, получаемых за последние годы, свидетельствует о неуклонном росте заболеваемости колоректальным раком как в России, так и в других развитых странах.
В лечении рецидивов рака прямой кишки в настоящее время не существует единых стандартов. В последние годы в мире отмечается стремление к использованию многокомпонентных комплексных программ, включающих, помимо хирургического метода, лучевую и лекарственную терапию. Рецидивные опухоли считаются резистентными к лучевому лечению, а локальное воздействие высокими дозами лучевой терапии зачастую ограничено толерантностью близлежащих органов и дозой ранее проведенной лучевой терапии. Повторное лучевое воздействие несет в себе значительный риск из-за кумулятивного воздействия ионизирующего излучения на критические структуры и нормальные ткани. Высокоточные технологии конформной лучевой терапии (лучевая терапия с модуляцией интенсивности (IMRT), брахитерапия, интраоперационная лучевая терапия и стереотаксическая радиотерапия) применяемые с целью облучения рецидивных опухолей, способствуют снижению токсичности и более щадящему воздействию на нормальные ткани. Существуют исследования, показывающие эффективность современных технологий стереотаксической радиотерапии (SBRT), которые являются вариантом радиотерапевтического агрессивного лечения, обеспечивающего приемлемый локальный контроль при минимальной токсичности. Инновационным направлением применения лучевой терапии у данной категории больных является протонная терапия и терапия ионами углерода. Распределение энергии пучка протонов с практически нулевой выходной дозой открывает новые возможности, при повторном облучении, позволяет снизить дозу излучения в тканях за пределами опухолевой мишени, что важно у больных, которые при первичном облучении уже получили дозу, близкую к максимально допустимой.
ТЕЗИСЫ
ПОСТЕРЫ
ISSN 2587-6813 (Online)